Индийские Гималаи 2016

Не знаю, когда пришла мысль поехать в Манали, возможно, и не мне впервые. Но вот так, чтобы взять и сказать “поехали через месяц в Индию”, — это вообще дело рук Волкова Вовы.
Состав участников подобрался такой:
Волков Владимир (Рыжий) и Волкова Галя

Хоронжук Рома (Ромыч)

Савинов Виктор

Изначально мы руководствовались или, скорее, принимали во внимание найденный на просторах интернета сайт по Гималайскому скитуру: http://overland.com.ua/. На сайте есть даже примерные маршруты по дням, но никакие контакты с этого сайта не пинговались: мы написали письма на lenro108@gmail.com и varezhkin@gmail.com, но до сих пор не получили ни одной весточки. Возможно, письма просто не дошли, несмотря на то, что сайт работает и даже обновился в этом году. Или просто нечего было нам посоветовать — фотографии ребята в иллюстрации к своему туру используют почему-то не свои, а с сайта компании Norrona: https://www.norrona.com/en-GB/magazine/Higher-Ground/

Итак, отчёт получился не очень технический, да и что тут может быть технического, — это же была очень короткая вылазка и фактически разведка региона, про который почти нет толковой информации, кроме «снега дофига и высоко». И если у вас остались вопросы или вы планируете в этот регион, но вам что-то непонятно, пишите — ответим.

День первый.16 февраля
Прилетели в Дели около 5 утра. Так как дома не успели посмотреть, с какой автостанции ходят автобусы в Манали (Manali), за чашкой кофе погуглили, куда нам надо и где есть камеры хранения (cloakroom), потому что в аэропорту она безумно дорогая, и нам сюда не надо возвращаться в ближайшие две недели.

Деньги частично поменяли прямо в аэропорту. Совет: меняйте сразу в зале, где получаете багаж, сразу после паспортного контроля, — это был один из самых приличных курсов. Лучше удалось наторговать только в Манали.

Вещи мы оставили на станции метро New Delhi (негабарит стоит 400 inr первые 4 часа, потом 150 за каждый час).

Утро после бессонной ночи, когда тебя сбивает волна шума и запаха просыпающегося шестнадцати миллионного индийского города, получилось бодрящим, но к середине дня мы стали всё же ватными. Это почти не помешало нам погулять как следует, купить билеты на Volvo semisleeper bus (1100 inr на лицо) и даже съездить посмотреть на ботанический сад (я лучше бы подольше повалялся на газоне и поспал).

В 7 вечера сели на автобус. Приключениями это уже и не назвать, но было аутентично: у водителя старого разбитого автобуса я спросил, показывая наши билеты: “Это семичасовой семислиппер в Манали? Нам к вам или всё же нет?”. На что получил ответ, чтобы мы садились, конечно, к нему, конечно, доедем! Я отказывался верить, что это тот самый “новый комфортный вольво“ и пошёл бродить между автобусами. Нашёл в итоге. Автобус оказался гораздо комфортней самолёта, мы отрубились мгновенно, несмотря на ооооочень громкий индийский фильм с песнями и плясками.

День второй. 17 февраля
Манали 8 утра. Городок только просыпается и все едальни закрыты. Завтракали в итоге в каком-то большом отеле на центральной улице, справедливо решив, что там-то точно есть завтраки для просыпающихся гостей. Отсюда началось знакомство с индийской кухней.
Добрались до посёлка Соланг (Solang) (2450 м) на такси за 600 inr со всеми вещами (у каждого по большому рюкзаку, по маленькому и по чехлу с лыжами). Как показал дальнейший опыт, это был реальный indian price.

Бросили вещи в отеле Iceland (http://www.icelandsolang.com/), который выбрали дистанционно ещё в Питере (по отзывам, очень крутой владелец отеля Khem Raj Thakur, таким он и оказался. Вот его профиль на фэйсбуке), и пошли на разведку без лыж, по долине, собрать информацию, посмотреть на каких склонах что лежит.
У отеля местная забава для неместных индусов — пощупать снег и постоять на лыжах.

По дороге дальше шлагбаума нас не пустили из-за строительства нового тоннеля, а местных пускают без проблем, если сказать “мы до моста, чисто на лыжиках покатать”. В итоге мы взяли трех местных “гидов” и пошли по ручью (благодаря печенькам местные гиды продержались почти до самого конца).

В какой-то момент решили выходить на дорогу, и с некоторым трудом, по пояс в снегу, протропили до неё. На дороге мы были никому уже неинтересны, так по ней и дошли до самого моста. Как показал дальнейший опыт, если ты уже куда-то попал, куда запрещено, то так, значит, и надо: ни военным, ни рабочим, ни охране ты уже неважен.
Результат нашей разведки нас немного расстроил — снега на этих склонах и на этой высоте почти нигде не было, а эта долина самая доступная из Соланга и в ней мы думали проходить акклиматизацию и поднабрать форму для более сложных скитурных маршрутов.

Вечером крепко задумались над дальнейшими планами, поговорили с Кемом и решили сразу пойти на разведку повыше, в Гулабу.

День третий. 18 февраля
Поехали на машине в Гулабу (Gulaba) (1500 inr за всех)— это на полпути к перевалу Ротанг (Ротанг Ла),— чтобы оттуда да как взайти на Котхи пик (Kothea peak, 4500 м), местные называют его Гулаба 1 и Гулаба 2 (там две пипки). Получилось иначе: в Гулабе нас встретили на КПП со словами “нот элауд, нобади”. Выяснили, что был “параглайд эксидент”, но то, что мы на лыжах, никого вообще не интересовало, регион закрыт (мы так и не смогли выяснить границы “региона”), к кому обращаться не знают. Совсем приуныли и поехали назад, не зная, что нас ждёт, но стоило отъехать метров 500 обратно, за поворот, и в головы пришла гениальная по простоте идея (мы же в Индии, здесь всё должно быть просто!): а не кинуть ли лыжи на снег прямо здесь, за поворотом? В общем, мы “помчали”, а водитель немного приуныл (у них какая-то гиперответственность за гостей, отсюда частично все проблемы с закрытием региона, возможно) и сказал быть аккуратней. В общем мы опять нарушали. Пару раз пересекли серпантин, ведущий на перевал, и там мы встречали, конечно, машины, но проезжающие военные лишь махали рукой с улыбкой. Один раз перелезали забор из колючей проволоки — я никогда ещё в лыжах не перелезал через колючую проволоку, бесценный опыт.

Время старта было уже довольно позднее, солнце жарило как летом, поэтому далеко мы не ушли, сделали около 700 метров. Галя, например, надела штаны на термобельё только перед спуском, а сохранить лицо в целом виде при отсутствии крема от солнца не получилось.

День четвёртый. 19 февраля
На четвертый день случился день мокрого скитура. Конечно, скитуром это не назвать — классический лыжный туризм с элементами лыжной акробатики.

В этот раз мы ничего не нарушили: поехали на машине, на пропускном пункте на дороге, где нас развернули в первый день, провели минут 15, куда-то звонили (кому-то главному), солдаты записали наши имена в блокнот и всё же пустили. Я думаю, спасибо надо сказать Кему, который обещал за нас вставить словечко, если будут проблемы с пропуском.

Сбегали вверх и вниз по каньону от моста вдоль бурной горной реки, камус не снимали, пятку не встёгивали. До 2700 м дождь, затем снег разной степени мокрости (мокроты?), но плечи в конце концов все равно промокли. Пока плелись обсуждали с Вовой безо всякого энтузиазма одежду и снаряжение и так и не пришли к единому мнению, зависит ли степень внутреннего комфорта от снаряжения, — брюзжали в общем. Включили нашу стандартную погоду “шарик от пингпонга” (и она становилась всё шарее) и так привычно стало, как будто по реке Канда чешешь или на Баргузине, или Камчатке.

Наш быт в отеле Iceland:

(Да, не удивляйтесь вёслам).

День пятый. 20 февраля
День мокрого культурного туризма.

Кто-то надел гортексовую куртку, кто-то софтшелл (так себе выбор), а кто-то неопреновую каякинговую куртку drytop. Судя по лицам, особенно приятно было протягивать обгоревшее лицо через плотный резиновый ворот.

В таком прекрасном виде мы обошли весь Манали, на окраине туристического района нашли прекрасный магазин с шарфами, где оставили немало рупий в этот день и последующие (но шарфов всё равно не хватило).

Ещё купили еды для автономки, оказалось довольно дёшево и сердито. Особенно сердитыми были некоторые хлопья на завтрак, как мы узнали через пару дней.

День шестой. 21 февраля
На шестой день стартовали в Гулабу, чтобы остаться в горах на несколько дней. Думали, что будем дня четыре, но еды взяли на пять, если нам очень понравится.

Доезжать до КПП не стали, а сразу вышли на привычном повороте “за углом”.

Ещё по пути почуяли неладное — машину сдувало. А когда мы стартовали, я, например, долго не мог поднять рюкзак из-за ветра. Потом я ещё раз пару раз шлепнулся, выполняя киктёрн, потому что сдувало порывом ветра, но чем выше мы поднимались и чем больше прогревался воздух, тем меньше ветра становилось. Это правило работало и в последующие дни.

Расположились мы под красивым деревом с раскидистой кроной, чтобы нашу оранжевую палатку на всякий случай было поменьше видно с постоянно снующих туда-сюда вертолётов.

Думали, не перенести ли потом лагерь повыше и подальше, пошли на разведку и решили, что не перенести. На обратном пути с разведки катнули кулуар, сбоку которого сошла лавина, дропнули, отожгли, а затем ещё 200 метров ниже лагеря раскатали пастбища.

После снегопада и такого сильного ветра, в местах, где ещё позавчера был плотный фирн, лежали сошедшие лавины. Да и следов ребят, катающих хелиски на дальних склонах, тоже уже не было видно.

Вечером поболела голова (узнаваемая высотная боль, высота около 3500 м), утром закинулся таблеткой и больше меня это не беспокоило.

День седьмой. 22 февраля
Проснулись, съели отвратительных хлопьев и двинули в сторону Котхи Пик (Гулабы 1), дошли до 4300, то есть, сделали около 800 метров от лагеря. Наверное, это называется акклиматизацией. Кому-то было плохо, кому-то хорошо — неизменный порядок вещей. Погодный режим всё тот же — солнце и штиль с полудня, а до полудня дуло довольно сильно. Поднялись, катнули вниз. Вокруг — отвратительно красиво, ну вот прямо до тошноты. Смотришь и думаешь: “ну сколько можно уже на фотообои смотреть!?”.

День восьмой. 23 февраля
С утра очень сильно дуло, очень. Даже решили далеко не идти, а посмотреть, как можно выйти в соседний кулуар, где в первый день заприметили неплохую возможную линию.

Начали ломиться вверх через кусты по крутяку, и получилась хорошая тренировка поворотов на склоне. Соседний кулуар выглядел страшновато, но это не помешало его катнуть, он был прекрасен. Вова тяготился мыслью, что должно что-то пойти не так. Я честно старался: катал лавинноопасный склон, прыгал на трамплинчике из камней. Но Ромыч справился лучше: красивым доворотом на ровном участке он расстался с плечом. Первый раз мы оказывали первую помощь на склоне, и на мой взгляд получилось не очень эстетично, но вполне эффективно — тысячью узелков привязали руку к телу.

День девятый. 24 февраля
Ромыч отдыхал, лечил плечо, пил мочегонное. Я вам не говорил, но у нас была команда опухарей — после первого дня некоторых неожиданно подразнесло, выглядели как для съёмок очередного индийского фильма “Зомби-апокалипсис в Гималаях”. Ромыч, правда, был больше похож на китайского мандарина, чем на зомби.

День десятый. 25 февраля
Сделали большое кольцо с Вовой, оставив двоих участников команды в каньоне. Казалось, мы втапливали как надо быть, а прошли всего 19 км с перепадом, кажется, в 2 км.

Закончили как обычно раскаткой полей и ужином:

Остальное
11, 12 и 13 день (26-28 февраля) прошли уже в более нелыжном виде:
Сгоняли в Манали, Вашишт (или Вашист, Vashist), а на следующий день с Ромычем предприняли поездку на общественном транспорте и туктуках до дома-музея Рериха в Наггаре, пока Рыжий с Галей штурмовали соседнюю с Солангом вершину Паталсу (Patalsu peak, 4220 м).

Ещё раз затусили в Манали в ожидании автобуса в Дели.
(Котхи пик вдалеке)

День четырнадцатый. 29 февраля
На четырнадцатый день у нас был вечерний рейс домой, и Рыжий решил, что Агра с Тадж-Махалом и Красным фортом — это must see. Мы на поездах, оставив багаж в той же камере хранения в метро, добрались до Агры, не без забавных приключений и местного специалитета. Но степень привычки к индийскому быту уже была настолько велика, что есть немытыми руками момо прямо в поезде из пакета ничего не мешало.

В Агре шиканули — взяли авторизированное такси на весь день, ибо у нас было мало времени, и тратить его на поиски и познание жизни Агры не хотелось.

(Тадж-Махал я снять забыл, зато вот куча бурундуков!)

(Хотя вот есть такой маленький Тадж-Махал)

Вернулись вовремя, отправили Рыжего с веслом на автобусе в Ришикеш (вдруг он сам напишет отчёт про каякинг по Гангу), а сами в аэропорт и домой.

Виктор Савинов

Расскажите о нас всем!  Buzz  Twitter

• Что было в 2018, что есть и что будет в 2019-м

В декабре 2018 мы снова ездили на Мамай, а в марте 2019 ходили скитуры по Альпам.

В июле 2019 мы устраивали самый масштабный Фриланссари за историю наблюдений.

14-15 сентября после долгого перерыва вновь состоится наша гонка - на этот раз на севере Ладоги, в Импилахти. Анонс