Скитур в Кировске 2011, очерк

Весной 2011 года мы с Галей технически не могли присоединиться к нашим друзьям, покорявшим каньоны Канды и ледопады Норвегии. Нашему сыну едва исполнилось полгода, и потому мы выбрали более комфортный вариант зимнего отдыха – поехали кататься в Кировск.

Особенно удачно, что с нами согласилась поехать бабушка (то есть моя мама), которая и сидела с внуком, пока мы гуляли, катались и вообще предавались излишествам отдыха на природе. Еще раз огромное ей за это спасибо.

Несмотря на нетрадиционный для нас формат путешествия, мы успели уделить время горячо любимому скитуру, которому, собственно, и посвящен этот очерк.

Прогулка первая. Перевал Рамзая

Глянув на оптимистический прогноз погоды, мы на следующий же день после приезда двинулись в разминочную прогулку на перевал Рамзая. Солнце жарило сквозь редкую заполярную растительность, лыжню в обход г. Кукис приходилось тропить, а потому первый кусочек подъема давался тяжело.

От озера М. Вудъявр стало идти полегче, задул освежающий ветер около 5 м/с. Суровости стало не хватать, и мы с лихвой ее добавили. Для этого мы нашли уютную дыру с внушительными снежными стенками, где Галя исполнила свой материнский долг – сцедила грудное молоко. Как назло, коварный ветер поменял направление и ворвался в наше убежище в самый неподходящий момент. Насколько это было мёрзко, мне даже и думать не хочется — есть в этом занятии что-то родственное со скачущим конями и горящими избами.

Наш боевой настрой подхватила погода, и непосредственно само ущелье встретило нас во всей своей аэродинамической красе. Почему-то я раньше никогда не решался посмотреть налетающему снежному вихрю «глаза в глаза», а тут глянул – зрелище завораживающие, снежинки мелькают, как звезды перед межгалактическим кораблем в старом кино. На фото, к сожалению, вихри получились совершенно не впечатляющие.

Проскочив ущелье, мы выкатились в долину реки м. Белая. От вида знакомых пейзажей возникло ощущение «дома», к тому же стих ветер, и мы решили катнуть до дна долины.

Пока мы нежились под солнышком с видом на манящий Тахтарпорр, ветер пропал окончательно, и на обратном пути мы в свое удовольствие поснимали скалы над перевалом. На моей памяти это был первый раз, когда в хибинском ущелье зимой царит штиль.

На обратной дороге под самым перевалом нам попалась группа детей разнообразного возраста. Мило пообщавшись с руководительницей, я позволил себе шалость и использовал деток в качестве вешек. Все вешки целы, не сбиты и не задеты. Также благодаря этой группе наша лыжня превратилась в хайвэй, по которому мы за час с небольшим добежали до ботсада. А там уже и до дома недалеко.

Прогулка вторая. Перевал Географов.

Несколько дней мы ждали погоду, катаясь на 25 км (горнолыжный курорт Кукисвумчорр). И когда, наконец, показалось солнышко, поползли в сторону пер. Географов.

Выбрав вариант движения «по кратчайшей», мы неминуемо уперлись в р. Вудъяврйок, которую и перешли вброд. Мы утешали себя и одну промокшую ногу тем, что это не дурная голова, а тренировка к гипотетическим горячим рекам Камчатки.

Преодолев ручей, мы оперативно вскарабкались выше ГЗЛ. Среди нескольких разумных вариантов движения я выбрал наиболее сложный, но при этом и наиболее безопасный (как мне до сих пор кажется). Все-таки несколько дней шел снег и дул северный ветер, ни одного лыжного следа на подъеме не было, а на Кукисе были видны свежие лавинные выносы. В итоге мы выходили на гребень к северу от перевала, а потом траверсировали склон в его каменистой части.

Чуть выше первых камней наклон увеличился градусов до 20, а плотный снег окончательно стал фирном. Пришлось снимать камус, и надевать кошки, в них мы и шли до самого перевала. В итоге на мой рюкзак, добавилось еще две пары лыж – получилось уже весьма ощутимо, учитывая веревку (20м), ледорубы, пуховки, аптечку, ремнабор и прочие термосы. Каски и обвязки мы надели еще выходя из дома, покуда собирались изобразить немного технической работы на Тахтармвучорре.

Поднявшись по гребню до выполаживания на высоте около 750 м, мы потихоньку перешли на склон. Здесь было весьма много камней, фирн между ними еще не сформировался, и хотя снег был совершенно стабильным, мы все же распустили лавинные шнуры. Да, так сложилось, что биперов у нас с собой не было.

К тому моменту, когда мы дошли до перевала, всю округу заволокло дымкой, и мы решили отказаться от первоначального плана идти кольцо хр. Тахтарвумчорр – хр. Тахтарпорр. Пока мы перекусывали и принимали это малоприятное решение, на перевал взошла еще одна группа. Это была забавная встреча: идем один и тот же маршрут, но мы в кошках, касках, обвязках, в динафите по самые уши; они (трое детей и мужчина из Мурманска) – пешком, даже без лыж, в каких-то чудесных цельнотканевых бахилах, но тоже с лавинными лентами. При том, ребята шли местами по колено в снегу, подрезая самый заснеженный склон из всех возможных. Заснять их мы не смогли – шустрые дети успели убежать обратно вниз, прежде чем мы вспомнили про фотоаппарат.

Убедившись на подъеме в стабильности снежного покрова и глядя на бесстрашных мурманчан, мы решили спускаться по их следу. Лыжи надели прямо на перевале и поехали прямо по пешему следу, благо пока мы дожевывали свой перекус, дети уже спустились до висячей долины. Тем не менее, мы спускались по одному и с выпущенными, а точнее так и не убранными, лавинными шнурами. Стремно же.

Чуть не докатившись до висячей долины, мы снова выехали на хребет к северу от перевала. Еще на подъеме я приметил удобное место, чтобы вспомнить как ходить в связке и зарубаться с ледорубом. Раз уж не вышло пройти вожделенное кольцо, надо было хотя бы хорошенько потренироваться, тем более, что в Ленобласти за неимением фирна эти элементы отрабатывать решительно не получается.

Сперва мы пробовали зарубаться: с места, с разгона, держа ледоруб, то правильно, то наоборот. В целом получилось не слишком показательно – страховочный «пухляк» ниже по склону срабатывал всякий раз, когда мы отклонялись от правильный техники. А идти туда, где такой подушки безопасности нет, мы не стали, улететь-то и правда можно.

Накатавшись таким образом, мы перешли к работе в связках. Основное внимание уделили передвижению с попеременной страховкой. Занятие это философское – лежишь, уткнувшись мордой в снег и ждешь рывка. Иногда посмотреть, как идет напарник не получается, но и подниматься до команды совсем не хочется – чуть корпус от земли поднимешь, и веревка при рывке уже не вниз тянет, а опрокидывает. Кстати сказать, опробовали мы способ страховки, описанный в книгах, когда веревка перекидывается через ледоруб , так вот при нашем качестве фирна (среднепаршивом, на фото нет) ледоруб ложится на снег, проламывая тот самый фирн, даже при не самом сильном рывке. Может мы что неправильно делали?

Закончив тренировку, без травм, но с легким испугом от собственных скоростей мы снова надели лыжи и поехали вниз. Сверкая касками, мы слегка покуражились, рассекая по дороге коньком, и еще засветло оказались дома.

Семейное фото

На следующий день погода снова была приличная, но сами мы дальше оборудованных склонов Кукисвумчорра не пошли. Зато Антошка погулял с удовольствием, ведь до этого на всех прогулках дул ветер и летел жесткий снег.

Прогулка третья. Траверс склонов Кукисвумчорра.

За день до отъезда мы отправились в третью скитур-прогулку. На этот раз главная изюминка была в том, что до точки старта мы добирались на снегоходах. Хозяйке на заметку: услуга снегоходной заброски это не самый распространенный вариант снегоходных развлечений в Кировске и фиксированной таксы на него нет, что усложняет переговоры (снегоходчики норовят предложить что-нибудь стандартное). Мы договаривались в вечер накануне поездки и потому были несколько стеснены по времени – нас поджимали следующая группа, хоть и стартовали мы буквально с рассветом.

Я раньше уже ездил на снегоходе в Хибинах, но тогда я очень неудачно закутал лицо и больше боролся с леденящим ветром, чем любовался происходящим. В этот раз с экипировкой все было куда лучше, и мы сполна насладились красотой пер. Кукисвумчорр. При таком экспресс-прохождении он особенно обаятелен, все-таки даже когда едешь на машине, он тянется слишком долго.

Отъехав около километра от оз. М. Вудъявр наши гиды уступили управление нам с Галей, попросив быть осторожными. Сами они, разумеется, тоже остались на снегоходах, в роли консультантов. Снегоход был первым транспортным средством, движимым НЕ мускульной силой, которым мне довелось управлять. Ощущения от легкости, с которой он набирает скорость, я бы приятными не назвал – по сравнению с мускульным приводом обратной связи просто нет. Тем не менее, управлять оказалось не очень сложно, выше ГЗЛ спокойно ехалось около 40км/ч, на прямых до 60 км\ч, в лесу помедленнее. Можно, конечно же, ехать и гораздо быстрее, но для этого надо уметь ездить, а Галочка и без того дважды улетала в кусты.

Первой обязательной точкой нашего маршрута было ущелье Рисчорра. С этим перевалом у нас связаны свои, романтические воспоминания с летней поездки, и нам очень хотелось побывать там вновь. Подъем на перевал гиды нам не доверили, да мы и сами понимали, что там есть, где ошибиться, а потому от поворота на Рисйок мы снова пересели на пассажирские места.

Поднявшись до ущелья, не глуша двигателей, старший гид махнул головой в сторону горы Каскаснюнчорр, я одобрительно кивнул, и мы заехали наверх. До самой вершины доехать не получилось – начались камни. Как выяснилось, этот небольшой подъем от ущелья обошелся нам в 500 рублей с носа, что было для нас некоторой неожиданностью. В итоге мы заплатили по 3500 с человека (в эту стоимость включено возвращение, от которого мы отказались, но на цене это не отразилось). Перед тем как разъехаться, мы обменялись телефонами, мужики уточнили наш маршрут, и мы договорились о контрольном времени нашего возвращения в Кировск. У них есть договоренность с МЧС о таком «надзоре» за всеми клиентами. Вот это, на мой вкус, правильный подход, как хорошо бы было, если бы все МЧС работало, как Кировский спасотряд.

И в этом ущелье ветер был очень скромный, вопреки нашим ожиданиям. Но наш романтический настрой поостыл еще на снегоходной поездке, так что мы проскочили расщелину насквозь и с удовольствием катнули перевальный взлет по снегоходным следам.

Дальше мы пошли траверсом к озеру Академическому. Траверс получился очень симпатичным – нам в спину постоянно дул ощутимый ветер, заметно ускоряя наше движение. А непрерывная поземка, в которой полоскались, выпущенные на всякий случай лавинные шнуры, окончательно сносила крышу, создавая ощущение не столько ходьбы, сколько полета по фирновым застругам. Дополняли сюрреалистичную картину мира легкие облака, которые местами в точности повторяли очертания хребтов, но с эффектом размытия. Хозяйке на заметку: лавинные шнуры в итоге у нас мотались по фирну и слегка по камням в общей сложности около 6 часов, и пришли за это время в полную негодность. Все-таки надо их выпускать только по делу и не лениться лишний раз сматывать.

Цирк Академического был в густой дымке, правда сквозь пелену, было видно, что он полностью заснежен, лишь с небольшими россыпями камней. Величие пейзажа оценить не удалось, зато удалось хорошенько заблудиться. Дело в том, что бумажной карты у нас с собой не было, и я ориентировался по электронной копии на маленьком экранчике фотоаппарата. Это оказалось феноменально неудобно, и мы вместо того, чтобы пересечь по кратчайшей хребет, отделяющий Тульйок от Академического, обошли его по широченному кругу. Причем до самого выхода к ригелю над Тульйоком, я был уверен, что мы уже давно подходим к Ворткеуайву. Можете себе представить мое удивление, когда вместо перевала над собой я обнаружил скальный сброс под собой.

Найдя безопасный спуск к Тульйоку, который к тому же оказался весьма увлекательным с чисто лыжной точки зрения, мы устроили перекус, совмещенный с починкой камуса. Хозяйке на заметку: приклепывать задний блок динафитовского крепления камуса так, чтобы крепежная площадка касалась снега не стоит – заклепки отрываются. Лучше приклепывать, как делает сам динафит (что и неудивительно) – крепежная площадка между камусом и лыжей.
Дальше наш путь лежал на вершину Кукисвумчорр Южная и затем на пер. Ворткеуайв.

На вершину поднимались по северо-восточному гребню, сначала на камусах, а как только пошел сплошной фирн – в кошках. Где-то в середине подъема я устал и уступил почетное право бить ступени Галочке. Мне же оставалось покрепче держаться, поскольку ветер был боковой и очень приличный, а у меня за спиной колыхался парус из двух пар лыж.

С вершины показывали красоты, Ловозерские тундры и надвигающиеся густые облака. Учитывая, что меня на плато и без того регулярно сносило ветром на метр в сторону, искушать судьбу дальше мы не стали и поспешили спускаться на перевал. Это тоже было вполне занятное катание – практически сплошной фирн, масса камней и уклон градусов 25.

Спустившись на седловину пер. Ворткеуайв, мы выдохнули, понимая, что теперь уже точно попадем сегодня домой, поскольку облака еще не перевалили через Кукисвумчорр. Спуск с Ворткеуайва запомнился объездом громадной ямы на перевальном взлете и тем, что уже проезжая рудник мы поленились снимать лыжи и в итоге очень сильно попортили гравием скользящую поверхность.

Коротко о прочем.

На этом наши скитуровые развлечения завершились. Но кроме того у нас было еще пять дней катания на горнолыжных курортах города Кировска. Рассказывать о них подробно смысла нет, они итак хорошо известны. Скажу лишь, что на Вудъявр мы не ездили, на городском склоне нам было скучновато, а на 25 км в самый раз. Особенно хорошо, конечно, сразу после снегопада. Уже через два дня вся целина раскатывается, и рядом с подъемником сплошь бугры, да узкая заратраченная полоса. И напоследок фотографии, сделанные на 25км, где мы и жили, и катались. Кстати сказать, жить на 25 км не только удобно с точки зрения ски-тура, но и существенно экономнее, чем в самом Киировске — мы снимали пристойную двушку на троих по 250 руб с человека в сутки. Плюс все злачные заведения тоже только в Кировске, что однозначно способствует экономии.